В данной статье рассматривается построение медиаурока в рамках технологии развития критического мышления. В качестве примера разработан конспект медиаурока по информатике в 8 классе с использованием данной технологии.
Одним из приоритетных направлений развития современного образования является информатизация, поэтому совершенствование педагогического мастерства в области мультимедийной грамотности в настоящее время актуально. Медиаурок является формой организации современного урока с использованием компьютера и интернета [2], на материале средств массовой коммуникации [4].
Существует множество способов проведения медиауроков. Е.В. Нечитайлова считает необходимым использовать технологию развития критического мышления [5]. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких знаменитых психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно [3].
Критическое мышление - это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений [3].
Урок, построенный в соответствии с технологией развития критического мышления, состоит из трех фаз: вызова, осмысления, рефлексии. Первая стадия характеризуется актуализацией предыдущих знаний и применением их в изучении какой-либо темы. На следующей стадии школьники сами выдвигают свои идеи и мысли для получения новых знаний. И заключительная стадия определяется обобщением и закреплением новых знаний, которые должны быть обращены в устную, словестную или письменную формы.
Каждый этап включает какие-либо приемы технологии развития критического мышления, такие как: «Знаю, хочу узнать, узнал», «Плюс – минус - интересно», «Корзина идей», «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы», «Верите ли Вы?», «Инсерт», «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», и другие; некоторые могут быть использованы в ходе урока несколько раз.
Рассмотрим пример составления конспекта медиаурока для 8 класса по информатике на тему: «Информация вокруг нас». Цель урока: создание условий для формирования понятия «информация». Задачи урока: ввести новые понятия (виды информации, каналы получения информации, формы представления информации); закрепить программный материал по теме урока в процессе выполнения заданий; развивать познавательный интерес, логическое и критическое мышление; воспитывать коммуникативную культуру. Оборудование: учебник «Информатика» для 8 класса [1], компьютер, проектор, рабочая тетрадь.
Ход урока
Первая стадия «Вызов»
|
Дидактические задачи
|
Решение дидактических задач
|
1. Организационный момент.
2. Формирование мотивации для работы по предложенной проблеме.
3. Актуализация знаний, необходимых для изучения темы
|
· Проверить готовность класса к уроку. Приветствие.
o Внимательно просмотрите мультфильм и после обсудим его. Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=kt6Hnr61Gm0
o О чем данный мультфильм?
o Для чего нам нужен интернет?
o Откуда еще вы можете получать новые знания, сведения, новости?
· Знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей, все это можно назвать одним словом. Каким? (Информация)
· Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? Назовите тему.
· Прием «Бортовой журнал». Учитель предлагает детям разделить страницу в тетради на две части и записать «Что мне известно по данной теме», «Что нового я узнал». Заполнить 1 столбик.
|
Вторя стадия «Осмысление. Реализация смысла»
|
Организация работы по извлечению данных из предложенной информации
|
· Найдите в учебнике, что такое информация.
· Помимо людей ещё кто-нибудь получает информацию об окружающем мире? Если «да», то каким образом?
· Давайте просмотрим следующий видеоролик, который позволит понять, что нам помогает воспринимать информацию. Просмотр видеоролика «Органы чувств»https://www.youtube.com/watch?v=bJaMUzvXHvc
· Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации?
· Давайте заполним таблицу «Виды информации»
Таблица 1. Виды информации
Вид информации
|
Чувство
|
Орган
|
Зрительная
|
|
|
|
Слух
|
|
|
|
Язык
|
|
Обоняние
|
|
Осязательная
|
|
|
· Среди предложенного ряда слов найдите лишнее и объясните свой ответ.
Красное, тусклое, кислое, близкое.
Громкий, звонкий, холодный, тихий.
Сладкий, перченный, соленый, ароматный.
· Прием «Составление кластера». Предлагается составить кластер с центральным словом «информация».
|
Третья стадия «Рефлексия»
|
Организация обобщения полученных знаний в ходе работы
|
· Прием «Бортовой журнал». Дети заполняют 2 столбик «Что нового я узнал».
· Домашнее задание: выполнить «вопросы и задания», представленные после темы в учебнике [1].
|
|